Дмитрий Чувелёв
В 1998 году, как многие помнят, у нас в стране случился кризис, и мы поняли, что денег на альбомы в больших и дорогих студиях нам больше давать не будут. Все альбомы до этого мы писали на чужие деньги, а тут спонсоры кончились, все разорились, и надо что-то делать. И вот мы ехали в каком-то поезде, думали, что же делать, и решили писать низкобюджетный альбом. А я как раз незадолго до этого, к окончанию записи альбома «Это любовь», собрал небольшую студию дома (даже ремикс на песню «Это любовь» сделал ― очень смешной, типа тогдашней танцевальной музыки, но он, к сожалению, куда-то исчез). Я построил у родителей в квартире в комнате, где всю жизнь жил, второй этаж. Там потолки 3.20, я её разделил пополам, сделал внизу 2 метра, а вверху ― метр, поставил вверху пульт микшерский, внизу ― барабаны, и в таких условиях мы писались.
Насколько я помню, больше всего версий мы записали песни «Про Катю» («Не надо было быть дурой»), потому что, конечно, качество записи по сравнению с привычным резко ухудшилось – это было и с акустикой помещения связано, и с тем, что раньше мы писались на очень дорогой аппаратуре в Останкино, на пленку, а тут на какую-то очень плохую звуковую карту в компьютер. Я потихонечку подкупал аппаратуру, улучшал, и мы записывали первую версию этой песни, сводили с Ромой Ивановским, с которым ещё в Останкино работали, нам не понравилось, мы записали ещё раз, сначала электронные барабаны, потом поняли, что лучше всё-таки писать живые барабаны… В общем, всё долго происходило, по 10 сведений каждой песни, а альбом всё не складывался и не складывался. И тут родилась эта прекрасная фраза: «У запора 2 врага: чернослив и курага». Мы поняли, что у нас запор, нужно с этим как-то справляться… и назвали альбом «Чернослив и курага». Нужно сказать, что с этим названием пластинка моментально вышла, хотя за 2 года дошла до состояния сухофрукта ― усушка, утруска произошла.
Тогда, конечно, это был компромисс по звучанию, но сейчас я уже не слышу массу тех претензий, которые у нас были к звуку, а слышу очень интересный материал, например, «Песню про Ваню». Там же был первый вариант песни «Сел и поехал», где моя мама изображает женщину, говорящую в репродуктор на станции: «Техник Сысоев!», а техник Сысоев ― это наш тогдашний техник Рома Сысоев, нам просто нужно было сказать что-то станционное… и мы сказали про техника. Как правило, в записи участвовали те, кто был рядом. Например, в «Фанки» и в «Песне без названия» принимали участие наши любимые друзья Саша Дедковский и Макс Лихачёв из «Кваратала», которые играли там дудки. И прекрасно играли. В песне «Люди-птицы» пели наши жёны.
Кстати, музыку написали в 1996 году, когда ездили в круиз, а текста не было. Потом появилась некая девушка, которая делала туры на Бали и хотела рекламную песню. Мы отправили Лёшу на Бали, чтобы он проникся духом. Лучшие песни у нас, выходит, заказные. Записали, но они захотели более попсовую версию, и мы отдали песню Андрею Мисаилову на переаранжировку, оставив какие-то свои партии. Наверное, наш вариант мы выпустим потом каким-то бонусом, потому что в электронном варианте песня, конечно, немного помертвела.
Песня «Рассеянный» навеяна появлением в коллективе перкуссиониста Павла Гонина. Очень хотелось поиграть рэгги, которое тогда очень активно входило в нашу жизнь. И ещё «Нет-нет» мы выпустили по настойчивым просьбам слушателей, после того, как мы её сильно испортили на прошлом альбоме. Нам показалось, что эта песня простовата, и мы испоганили голос, а потом поняли, что… Мы ещё тогда, когда поганили голос, сделали нормальный трек, а в «Чернослив и курагу» просто его выложили.